Поддержка закончилась: что делать с устаревшими версиями Windows?

12.05.2010

В течение 2010 года Microsoft запланировала прекращение поддержки сразу нескольких версий своей операционной системы. Несмотря на то, что это решение принято уже давно, многие компании оказались неготовыми к подобным известиям. Какие последствия окончания поддержки Windows могут отразиться на бизнесе и как найти выход из сложившейся ситуации?

В первую очередь, необходимо обозначить, в чем именно заключается техническая поддержка корпорацией Microsoft своих продуктов. В самом общем плане это помощь в решении проблем, возникающих при использовании продуктов. Домашние пользователи редко сталкиваются с необходимостью обращения в Microsoft. В свою очередь, при администрировании технически сложных корпоративных продуктов, в частности, различных серверов, потребность в консультации может возникать значительно чаще.

Впрочем, помощь в решении проблем – это только часть технической поддержки. Помимо этого, она предполагает получение пользователями различных обновлений и исправлений. Все они подразделяются на две группы. К первой относятся обновления безопасности, закрывающие уязвимости системы. Другая часть обновлений не связана с защитой от информационных угроз. Они предназначены для расширения функциональных возможностей системы, улучшения ее интерфейса, обновления драйверов и т.п. Можно сказать, что эти исправления увеличивают стабильность работы ОС, повышают удобство ее использования, упрощают совместимость с различным оборудованием и пр.

Наконец, последняя часть технической поддержки – возможность обратиться в Microsoft с предложениями по изменению дизайна и возможностей продуктов. Понятно, что все просьбы корпорация исполнять не может, но при обращении достаточного числа пользователей со схожими предложениями, они реализовываются и выпускаются в виде обновлений.

Рассмотрим, каких возможностей лишается компания при использовании продуктов, у которых завершился срок технической поддержки. Самое главное, как мы уже говорили, – она не будет получать обновлений, в первую очередь, безопасности. Если не исправлять "дыры", то ОС становится уязвимой для злоумышленников. От это не защитят ни антивирус с файрволлом, ни система обнаружения атак. Иными словами, использовать корпоративную ИС, если в ней находятся компьютеры с незакрытыми уязвимостями, с точки зрения безопасности рискованно. Кроме того, неприятным фактом является и отсутствие всех остальных обновлений. Оно может сказаться на совместимости с новым оборудованием и ПО, а также стабильности работы всей информационной системы в целом. Кроме того, специалисты ИТ-отдела компании лишаются права обращения в службу поддержки Microsoft при возникновении каких-либо проблем с этими продуктами.

Политика Microsoft

В октябре 2002 года корпорация Microsoft опубликовала политику по срокам поддержки, которая распространяется на большую часть ее продуктов. Так, для всех бизнес-продуктов и средств разработки общий срок поддержки составляет 10 лет (срок обслуживания отсчитывается с момента начала продаж нового продукта.). При этом он делится на две части. Первые пять лет длится основная фаза поддержки. В нее включаются все вышеперечисленное. Далее идет расширенная фаза поддержки. В нее входит только обновление для системы безопасности. Также возможно получение и других исправлений, но для этого требуется приобретение специального соглашения.

Составляющие поддержки

Тип поддержки Основная фаза Расширенная фаза
Поддержка по телефону и через интернет +-
Обновления для системы безопасности +-
Запрос на изменение возможностей и дизайна +-

Источник: Microsoft, 2010

Несколько иначе обстоят дела с пакетами исправлений (Service Pack). Они имеют собственные сроки обслуживания. Так, например, каждый пакет обновления любой операционной системы Microsoft имеет срок жизни 2 года. Впрочем, на практике это правило имеет исключения. При выходе каждого обновления Microsoft отдельно определяет срок его жизни. Кроме того, в различных ситуациях компания может переносить дату завершения обслуживания того или иного продукта, как это было, например, с Windows XP.

Все сказанное выше в полной мере применимо к двум наиболее распространенным на сегодняшний день старшим версиям операционной системы Microsoft: Windows XP и Windows Vista, включая их серверные варианты.

Окончание поддержки Microsoft XP и Microsoft Vista

Продукт Начало продаж Завершение основной фазы Завершение расширенной фазы Завершение срока действия пакета обновлений
Windows XP Professional 31.12.200114.04.200908.04.201430.08.2005
Windows XP Professional x6431.12.200114.04.200908.04.201414.04.2009
Windows XP Professional SP130.08.200210.10.2006
Windows XP Professional SP217.09.200413.07.2010
Windows XP Professional SP2 x64 *
Windows XP Professional SP321.04.2008*
Windows Server 2003 28.05.200313.07.201014.07.201510.04.2007
Windows Server 2003 x6428.05.200513.07.201014.07.2015
Windows Server 2003 SP1 30.03.200514.04.2009
Windows Server 2003 SP2 13.03.2007*
Windows Server 2003 SP2 x64 13.03.2007*
Windows Server 2003 R2 05.03.200613.07.201014.07.2015
Windows Server 2003 R2 x6405.03.200613.07.201014.07.2015
Windows Vista 25.01.200710.04.201211.04.201713.04.2010
Windows Vista x64 25.01.200710.04.201211.04.2017
Windows Vista SP1 04.02.200812.07.2011
Windows Vista SP2 29.04.2008*
Windows Server 200806.05.200809.07.201310.07.201812.07.2011
Windows Server 2008 SP2*

* - поддержка закончится либо через 2 года после выпуска пакета обновления, либо при окончании поддержки самого продукта.
Прим.: пакеты обновлений не имеют фаз поддержки, а поэтому соответствующие ячейки таблицы остаются пустыми
.

Источник: Microsoft, 2010

Таким образом, мы видим, что действие некоторых пакетов обновления уже закончилось или будет приостановлено в ближайшее время.

Принятие недавней поправки в систему поддержки Windows позволяет компаниям обращаться к техническим специалистам, но на платной основе. Так, один запрос, присланный по электронной почте или через чат, обойдется в 49 долларов, а телефонный звонок – в 59 долларов.

Это значит, что пользователям придется принимать определенные решения по поводу использования продуктов. Справедливости ради стоит отметить, что Microsoft несколько изменила свою политику в отношении пакетов обновления, срок обслуживания которых завершился. Следовательно, часть пользователей все-таки может рассчитывать на исправления для решения наиболее серьезных проблем.

Делаем выводы

На сегодняшний день в большинстве компаний используются ОС Windows XP и Windows Vista, которые очень скоро перестанут поддерживаться Microsoft. Если компания не отказывается от использования этих решений, то ей остается только один выход – проводить миграцию на более новые версии Windows. При этом понятно, что лучше выбирать самую последнюю операционную систему, обладающую наибольшим сроком поддержки. На сегодняшний день ей является Windows 7. Согласно планам Microsoft основная поддержка этой ОС будет осуществляться до 13 января 2015 года, а расширенная – до 14 января 2020.


Компания MICROS, золотой партнер Microsoft и обладатель компетенции "Licensing Solutions" – со специализацией License Delivery подтверждающей квалификацию специалистов по оценке, выбору и распространению решений по корпоративному лицензированию, предлагает Вам всю линейку продуктов софтверного гиганта. Наши специалисты, имеющие статусы MSS (Microsoft Sales Specialist), подберут для Вас оптимальную программу лицензирования, проконсультируют Вас о новинках программного обеспечения Microsoft и помогут грамотно развернуть IT инфрастуктуру Вашего предприятия.